Научная деятельность кафедры дошкольного и начального образования | Институт педагогики и психологии

Необходимо срочно оплатить хостинг, остался 1 день.

Научная деятельность кафедры дошкольного и начального образования

Научная деятельность кафедры дошкольного и начального образования

Изменившиеся социальные, экономические, духовно-нравственные условия жизни выдвигают к выпускнику высшей школы новые требования: наличие высокого уровня культуры, профессионализма, конкурентоспособности, творческого мышления, способности мобильно реагировать на изменения в научной сфере, способности к самосовершенствованию и самоактуализации. В современном образовательном пространстве высшей школы все больше утверждается компетентностный подход  как одно из важнейших концептуальных положений обновления всей системы обучения и воспитания. Это, в свою очередь, подразумевает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием умений и навыков на создание специальных условий для овладения студентами комплексом компетенций, обеспечивающих развитие интеллектуального потенциала, актуализации творческих умений, формирование профессионально важных и личностных качеств, развитие способности повышать уровень профессионального мастерства в течении всей жизни. С точки зрения практической реализации названных вызовов, адресуемых высшей школе, такой подход подразумевает создание принципиально новой модели обучения и воспитания будущих специалистов, которая требует постановки новых целей, конструирования содержания образования, разработку и использование инновационного методического и технологического инструментария, в целом ориентированных на формирование и развитие компетенций, востребованных в профессиональной деятельности будущих специалистов системы образования. Создание и внедрение компетентностной модели подготовки специалистов, основанной на построении целостного учебно-воспитательного процесса, значительно повысит качество образования, поскольку появляется возможность перевести режим обучения студентов с усвоения знаний в режим профессионально-культурного развития личности. У студента сформируется внутренняя потребность в построении собственной траектории профессионального развития, стремление достичь максимальных результатов в профессиональной деятельности.

Учитывая актуальность изложенного, кафедра дошкольного и начального образования  избрала комплексную тему научной деятельности: «Система подготовки профессионально компетентных специалистов в сфере дошкольного и начального образования». Работа по данной проблематике заключается в обосновании, создании и внедрении компетентностной модели подготовки специалистов дошкольного и начального образования, включающую такие составляющие, как: инновационность целепологания; разработка диагностического инструментария; конструирование содержательной наполненности системы образования; создание научно-методических комплексов; разработка и  внедрение в целостный учебно-воспитательный процесс педагогических технологий; прогнозирование результатов; научно-методическая рефлексия.

Работа над созданием компетентностной модели подготовки специалистов в сфере дошкольного и начального образования идет по следующим направлениям:

Формирование духовно-нравственных основ профессиональной модели поведения будущего педагога (к.п.н., доц. Чеботарева И.В.).

Формирование конкурентоспособного специалиста в системе регионального высшего педагогического образования (на примере педагогических вузов Донбасса) (к.п.н., доц. Рудь М.В.).

Формирование у дошкольников целостной картины мира (д. пед. н. профессор Куликовская И.Э.).

Формирование культуры здоровья учащейся молодежи (д. пед. н. профессор Горащук В.П.).

Научно-методическое сопровождение организации учебного процесса профессионально-компетентностной направленности ВУЗа (к.п.н., доц. Дятлова Е.Н.).

Развитие творческой активности будущих учителей в учебной деятельности (к.п.н., доц. Сущенко О.Г.)

Социально-педагогические основы формирования гражданской культуры будущих учителей (к.п.н., доц. Соннова М.В.).

Развитие профессионализма будущих учителей начальной школы в процессе прохождения педагогических практик (к.п.н., доц. Дьяченко Б.А.).

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов средствами медийной продукции (к.п.н., доц.   Короткова С.В.).

Подготовка будущих педагогов в сфере дошкольного и начального образования к формированию навыков учебной деятельности (к.п.н., доц. Никулина А.Д.).

Подготовка будущих специалистов в сфере дошкольного и начального образования к реализации модели нравственного воспитания в социокультурной среде (к.п.н., доц. Грищенко Н.А.).

Воспитание духовных ценностей старшекласников (к.п.н., доц. Каташова Е.А.)

Профессиональная адаптация молодых учителей начальных классов в системе непрерывного образования (на основе наставничества) (ст. преподаватель Вострякова Н.В.).

Теоретико-методические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в образовательной сфере «Физическая культура» (к.п.н., доц. Павлова Н.А.).

Развитие коммуникативной мобильности будущих педагогов – воспитателей ДОУ в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе (ас. Копылова Е.В.).

Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации технологий педагогического взаимодействия (ас. Карпинская Н.В.).

Подготовка педагогов дошкольного образования к использованию здоровьесберегающих технологий в условиях ДУУ (ст. преподаватель Овчаренко Е.Н.).

Педагогические условия формирования основ логического мышления старших дошкольников в образовательной среде дошкольного учреждения (ст. преподаватель Шматченко А. А.).

Формирование мировоззрения дошкольников средствами художественного слова в интегрированном пространстве дошкольного учреждения (ст. преподаватель Лащенова И.А.).

Формирование ответственного отношения молодой семьи к родительству на базе дошкольного образовательного учреждения (ст. преподаватель Новохатский Ю.А.).

Формирование элементов научного мировоззрения младших школьников на уроках математики в средней общеобразовательной школе (ст. преподаватель Козаченко Н.Г.).

Подготовка будущих педагогов начального образованию к формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к миру(асс. Антипова Т.В.).

 

Кафедра дошкольного и начального образования за 2014-2015 учебный год подготовила и провела научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы современного педагогического образования»; научно-методические семинары «Педагогические технологии: новые возможности инновационного развития системы обучения и воспитания»,  «Научный поиск молодых ученых: анализ научно-исследовательской деятельности», на которых преподаватели кафедры, аспиранты, соискатели, педагоги дошкольного и начального образования представили результаты своих научных исследований.

За 2015-2016 учебный год кафедра подготовила и провела Международную научно-практическую конференцию «Духовно-нравственные основы развития общества: образование, культура, искусство»; научно-методические семинары «Научный поиск молодых ученых: анализ научно-исследовательской деятельности» (октябрь, июнь); создала научно-методический журнал «Родник педагогической мудрости» и издала два выпуска; презентовала творческий проект «Разговор с классиками педагогики сквозь время»; провела конкурс на написание педагогической притчи; принимала активное участие в международных, всероссийских и региональных конференциях.